НА ВОЛНЕ С РЕБЕНКОМ

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ - перевод на детский. Часть 2

 

В первой части, если коротко, мы разобрали:

  • почему ясное ощущение собственных границ — это фундамент детской безопасности
  • как границы формируются

Теперь о том, как говорить с ребенком о безопасности не запугивая, так чтобы ваши слова звучали в голове у ребенка в момент опасности


Разговорами о безопасности мы хотим добиться двух целей:

  • Чтобы ребенок научился сам распознавать ситуации, которые потенциально опасны и определять уровень опасности
  • Чтобы у ребенка в голове была инструкция, что делать в каждой из них

По поводу первого пункта.

Для этого у нас самих внутри должно быть очень четкое ощущение, что именно опасно, насколько опасно. Хорошая рабочая методика - Светофор опасности, о которой вы наверняка слышали

  • опасно, угроза жизни (выбегать на дорогу, играть с розеткой, говорить с незнакомцами без взрослых и т.д.)
  • умеренно опасно, угроза здоровью (пользоваться острыми и горячими предметами, трогать незнакомых животных, засовывать пальцы в двери и вообще по-всякому экспериментировать с пространством и своим телом, быть невнимательным при быстром беге/езде и и.д.)
  • не полезно, неприятный опыт (есть грязными руками, переесть чего либо, не погоде одеться и и.д.)

Так вот слово "опасно" должно звучать только тогда когда это реально оправдано - в красной зоне, изредка в желтой. Иначе вы окажетесь в ситуации "мальчик, который кричал волк". "Опасно" должно иметь вес.


Жёлтая зона - зона экспериментов. Вы предупреждаете о последствиях, вы страхуете от того, чтобы все не закончилось совсем плохо, но даёте ребенку возможность получить свой опыт. Обжечься, порезаться, больно удариться, быть поцарапанным). Нет опыта - нет ощущения границ, нет опоры на себя, нет реалистичного понимания как ориентироваться в мире. Реальность - лучший учитель.


Зелёная зона - зона объяснений и опыта.

Объясняем как работает мир без нравоучений и тревоги. С ребенком происходит жизнь, классная, интересная, иногда не очень приятная. Вот он объелся ягод и покрылся пятнами, вот бегал писать всю ночь после вечернего арбуза, вот у него болит живот после немытых фруктов, вот у него нафиг отмерзли руки без варежек, вот он промок и заболел (или нет).


Сложнее всего в желтой и зелёной зоне тревожным родителям. Иногда просто приходится хватать себя за руки чтобы не начать оберегать от всего подряд, поучать и обучать. Машите в комментариях, если это про вас, мне есть чем поделиться))


По поводу второго пункта.

Как формулировать инструкции.

Важно говорить утвердительным фразами и всегда давать альтернативу действию.

Приведу примеры:

  • Никогда не выбегай на дорогу, стоп! Всегда останавливайся перед дорогой
  • Не говори с незнакомыми, если с тобой заговорил незнакомый - сразу ищи своих (маму/папу/воспитательницу/учителя)
  • Не играй с ножом, ножом можно только резать
  • Не бегай слишком быстро, помни что можешь упасть, возьми наколенники (отличная штука, кстати)
  • Не отставай от меня в магазине следи за мной глазами, подойди к любому продавцу, если потерялся (насчёт потеряшек - сейчас есть специальные детские браслеты, часы и другие гаджеты, с помощью которых легко найтись)

Повторить сорок раз (или столько сколько понадобиться, чтобы сформировать четкую связать и проложить нейронные дороже )


В зависимости от типа чувствительности психики ребенка вам нужно будет выбрать форму, в которой подавать информацию. Кому-то нужно будет повторить сто раз (без шуток) и ещё десять раз напороться на свой опыт, кому-то достаточно два раза достаточно красочно рассказать о последствиях и вы получите пугливого зайчика на выходе.


Выход один - опирайтесь на собственную чувствительность, опытным путем вы лучше любых экспертов нащупаете в чём нуждается ваш ребенок.


Ещё я очень рекомендую всем детям старше семи лет и их родителям пройти хороший курс по безопасности (особенно сексуальной). Я лично обязательно буду, когда дочка дорастет.