Tiji - Главная
Сейчас в эфире: Октонавты
Далее: Октонавты
Tiji представительство французской медиа-компании M6 в России

Драка школьников: – как реагировать родителям?

Согласитесь, что в жизни каждого родителя периодически случаются следующие неприятные ситуации: вам звонит классный руководитель вашего ребёнка и сообщает, что N подрался. Или ваш ребенок возвращается из школы, а вы по его виду сразу же понимаете, что он участвовал в драке. Как правильно реагировать на подобное событие в жизни подростка? Какие последствия* допустимо применять к такому поведению? В какой момент обратиться за дополнительной помощью?


Первое, с чего стоит начать – разобраться с отношением к насилию в вашей семье. Ответьте себе на вопрос: считаю ли я правильным решать вопросы за счет применения грубой физической силы? Возможно ли такое поведение изначально? Вероятнее всего, вы ответите, что драться недопустимо или допустимо только в редких случаях самообороны. А большинство вопросов можно решить с помощью диалога. Но существуют семьи, которые считают, что проявление силы – это единственный возможный вариант. Тебя ударили? Дай сдачу! Нанеси упреждающий удар! С такими разными установками нам всем приходится уживаться в одном доме, классе, городе. Справляться с этим нам удаётся с помощью некоторых правил.


Правила в классе и семье помогают сделать коммуникацию в коллективе прозрачной и предсказуемой. Если есть принцип, по которому говорить и действовать нужно уважительно, то количество потенциально взрывоопасных ситуаций будет понижаться.


Второй способ избежать драки – это развивать специальные способности для разрешения конфликтов. Речь идёт о навыках эффективной коммуникации, сотрудничества, саморегуляции и осознанности. Родитель помогает развивать эти умения в процессе общения с ребенком. Мы задаем детям вопросы: как прошёл день? Что чувствуешь по поводу N? Какие идеи насчёт N? Также очень важно слушать детей, играть с ними, привлекать к совместным проектам (это может быть поездка в магазин, на дачу и т.д).

Но как всё-таки реагировать на новость о том, что ваш ребёнок подрался?

  1. Отнеситесь спокойно. Постарайтесь без лишних эмоций спросить у учителя и ребёнка подробности, прояснить, в чем конкретно дело. Попросите рассказать, что случилось? Какое участие в конфликте принимал ваш ребенок? Что он чувствует? Какие последствия вытекают из этой ситуации? Что можно исправить, а что лучше оставить без изменений?

  2. Если ребенок отказывается рассказывать о том, что именно произошло, то свяжитесь с учителем/тренером и расскажите, что вам стало известно об инциденте, а также попросите помощи, чтобы лучше разобраться с ситуацией.

  3. Если это разовый случай, то обсудите с ребенком то, что есть иные способы решения конфликтов. Когда детям не удается договориться самостоятельно, то стоит попросить совета взрослого.

  4. В качестве последствий предлагаю использовать рефлексивный дневник или беседу. Вы просите своего ребенка его заполнить или ответить устно на вопросы из него. Пример листа из педагогической практики ниже:


  5. Если драки стали повторяться на регулярной основе, то стоит подробнее заняться этим вопросом. Когда дело в буллинге и плохой обстановке в классе, необходимо решать этот вопрос вместе с педагогом и администрацией школы. Если же дело в индивидуальных особенностях вашего ребенка (вспыльчивость, агрессивность), то лучше обратиться к детскому психологу или попробовать получить нужные навыки в сфере дополнительного образования.

В заключение хочется отметить, что дети дерутся, потому что их не научили решать конфликты по-другому. Ответственность за коммуникацию детей лежит на взрослых. Ведь именно мы помогаем детям в процессе взросления и показываем, как найти верное решение для любых трудных ситуаций.


*Автор статьи не использует слово «наказание», а предлагает использовать концепцию восстановительной культуры. Она подразумевает, что мы хотим воспитать ответственность в ситуациях проступков, поэтому говорим о последствиях за поступки, а не о наказании.


Автор: психолог-педагог Александр Шувалов

Вернуться к другим новостям