Согласитесь, что в жизни каждого родителя периодически случаются следующие неприятные ситуации: вам звонит классный руководитель вашего ребёнка и сообщает, что N подрался. Или ваш ребенок возвращается из школы, а вы по его виду сразу же понимаете, что он участвовал в драке. Как правильно реагировать на подобное событие в жизни подростка? Какие последствия* допустимо применять к такому поведению? В какой момент обратиться за дополнительной помощью?
Первое, с чего стоит начать – разобраться с отношением к насилию в вашей семье. Ответьте себе на вопрос: считаю ли я правильным решать вопросы за счет применения грубой физической силы? Возможно ли такое поведение изначально? Вероятнее всего, вы ответите, что драться недопустимо или допустимо только в редких случаях самообороны. А большинство вопросов можно решить с помощью диалога. Но существуют семьи, которые считают, что проявление силы – это единственный возможный вариант. Тебя ударили? Дай сдачу! Нанеси упреждающий удар! С такими разными установками нам всем приходится уживаться в одном доме, классе, городе. Справляться с этим нам удаётся с помощью некоторых правил.
Правила в классе и семье помогают сделать коммуникацию в коллективе прозрачной и предсказуемой. Если есть принцип, по которому говорить и действовать нужно уважительно, то количество потенциально взрывоопасных ситуаций будет понижаться.
Второй способ избежать драки – это развивать специальные способности для разрешения конфликтов. Речь идёт о навыках эффективной коммуникации, сотрудничества, саморегуляции и осознанности. Родитель помогает развивать эти умения в процессе общения с ребенком. Мы задаем детям вопросы: как прошёл день? Что чувствуешь по поводу N? Какие идеи насчёт N? Также очень важно слушать детей, играть с ними, привлекать к совместным проектам (это может быть поездка в магазин, на дачу и т.д).
Но как всё-таки реагировать на новость о том, что ваш ребёнок подрался?
В заключение хочется отметить, что дети дерутся, потому что их не научили решать конфликты по-другому. Ответственность за коммуникацию детей лежит на взрослых. Ведь именно мы помогаем детям в процессе взросления и показываем, как найти верное решение для любых трудных ситуаций.
*Автор статьи не использует слово «наказание», а предлагает использовать концепцию восстановительной культуры. Она подразумевает, что мы хотим воспитать ответственность в ситуациях проступков, поэтому говорим о последствиях за поступки, а не о наказании.
Автор: психолог-педагог Александр Шувалов
Вернуться к другим новостям