НА ВОЛНЕ С РЕБЕНКОМ

Адаптация к детскому саду. Часть 2

 

Итак, сентябрь перевалил за половину, а значит ваши чада, вероятно, вовсю бороздят пространства групп и классов, а также ваших нервных клеток во время утренних сборов. Малыши, возможно, уже запузырились симптомами орви и радостно остались дома. Адаптация в разгаре.

А я, тем временем, обещала вам практические рекомендации на тему мягкого привыкания к саду.


Для удобства назовем главные правила мягкой адаптации "правилами трёх П":

  • Плавно
  • Предсказуемо
  • Поддерживающе

Плавно.

Сад - большая штука. Мало того что это новый этап взаимодействия с миром, это новое пространство, новые люди, новый режим возможно, новые правила. Когда мы приходим на новую работу нормальный работодатель всегда даёт время на адаптацию - в первый месяц от нас не ждут многого. Запомнил имя начальника, где туалет и кофемашина - молодец, так держать! В случае с ребенком это означает что первую очередь неделю стоит походить с ним только на прогулку, потом недельку на прогулку+завтрак, потом прогулка+завтрак+обед. Со сном в первый месяц хорошо бы подождать, за редкими исключениями. С точки зрения траты родительского времени это, конечно, роскошь, которую не всегда можно себе позволить. Но если эта возможность есть - обязательно ее используйте. Безутешно в первый месяц рыдающие в группах дети, которых я видела и утешала немало - это очень грустно и не то, как должно быть.

Если режим дня ребенка отличался от садовского, менять его тоже важно медленно. От того, как он проснется и насколько вы вместе будете спешить и нервничать собираясь, во многом зависит ребенкино желание идти в сад вообще.


Предсказуемо.

Поведение и эмоциональные реакции родителя должны быть предсказуемы.

Я бы сказала что это принцип, вокруг которого должна строиться жизнь ребенка (не путать со своей жизнью, с появлением ребенка родитель грустно вздыхает и прощается с предсказуемостью собственного графика). Он исключает враньё во мнимое благо (никаких "иди в группу, а мама подождёт в раздевалке/спрячется в шкафу") и предполагает прозрачность и проговаривание всего происходящего с ребенком. К примеру: каждый вечер перед сном мы с дочерью обсуждаем как прошел сегодняшний день и подробнвй план на завтра. Утром проговариваем план ещё раз. В саду мы несколько раз были вместе, много раз нашли ее крючок, шкафчик, где туалет, где кроватка, где кухня, что для чего нужно. Каждое утро в саду несколько раз проговариваем последовательность дня и когда именно я её заберу, так всегда было и в обычной жизни, так что она прекрасно чувствует время и верит всем ориентирам и обещаниям, которые я ей даю.

Ещё очень важны ритуалы. Что вы всегда делаете когда просыпаетесь (что-то хорошее, а не бегом чистить зубы!), как именно вы прощаетесь (у нас это, например, три воздушных поцелуя и "люблю тебя, буду скучать"), что вы делаете сразу после сада. Это все очень маленькие вещи, но именно они создают ощущение связи между вами и предсказуемости.


Поддерживающе.

Задача родителя в процессе привыкания ребенка к саду на самом деле простая - поддерживать чувство безопасности у ребенка, которое предсказуемо начинает шататься под натиском изменений. Если ребенок будет чувствовать себя в безопасности - он будет ходить в детский сад и вообще в любое место без особых проблем и даже с радостью.

Под поддержкой я имею ввиду сейчас поддержку любых переживаний, которые возникают у ребенка по поводу похода в сад. Слезы - окей, поплачь, от чего именно ты плачешь сейчас, что грустного случилось сегодня, как тебе помочь? Злость - окей, позлись, я понимаю, я тоже злюсь когда что-то идёт не по моему плану, я тебя все равно люблю, нет, бить меня нельзя, давай успокоимся и решим что дальше. Уползание и прятанье - окей, я понимаю что ты не хочешь идти, давай поиграем в прятки 5 минут, а потом пойдем.

Поддержка это в первую очередь чувствительность к ребенку и ситуации. Если вы сможете успокоиться и не спешить - вы сможете ответить себе на вопрос, он/она сейчас плачет потому что мы движемся слишком быстро, потому что ему/ей там плохо, потому что нужна какая-то ещё поддержка, потому что он/она просто знает что я среагирую на слезы и оставлю дома?


Нормальное течение адаптации:

  • ребенок плачет при расставании первую неделю-две, но быстро успокаивается
  • в некоторые дни ребенок радостно идёт в сад, а в некоторые категорически не хочет в течение первых месяца-двух
  • ребенок первые месяц-два ведёт себя как более маленький и импульсивный. Называется регресс и является нормальным способом справляться со стрессом у детей и взрослых (то самое одеялко, на ручки и убивать)
  • ребенок чаще болеет. Нормальный этап формирования иммунитета при столкновении с широким кругом людей

Когда стоит подумать о помощи специалиста и пересмотреть ситуацию:

  • Адаптация длится больше месяца - ребенок спестя месяц относительно регулярного посещения по-прежнему плачет при расставании и в группе
  • Ребенок болеет чаще раза-двух в месяц, причем тяжелее чем ему свойственно (говорит о стрессовой перегрузке)
  • Ребенок стал проявлять несвойственное ему поведение (избегать прикосновений, регулярно плакать в ситуациях, когда раньше не плакал, бояться новых людей и ситуаций, регулярно плакать по ночам и т.д.)