НА ВОЛНЕ С РЕБЕНКОМ

ЛИДЕР - стоит ли игра свеч?

 

Во времена своей работы психологом в детском саду я никогда не пропускала два события - время, когда родители забирают вечером детей домой и праздники. Потому что это моменты,  которые открывают многое.


Вот Ася. У Аси всегда главные роли, воспитательница ее хвалит, ее рисунки висят в центре выставки в раздевалке, потому что они самые яркие, она знает все слова всех героев выступления на репетициях, быстро бегает, ловко лазает, ходит еще на три кружка кроме сада. У нее куча подруг, девочки хотят быть на нее похожей. Когда за ней приходит мама им с воспитательницей всегда есть что обсудить, пока Ася абсолютно самостоятельно одевается, попутно рассказывая свой очень активный, насыщенный и успешный день.


А вот Катя. У Кати робкий голос, она играет на праздниках обычно в массовке или в бессловесных ролях, потому что стесняется выступать. Она не очень-то любит спорт, на улице  обычно играет с более спокойными детьми в домики и куклы, но чаще одна - рассматривает жуков, червяков, листья, птиц, Потом она рисует все что увидела, очень детально, вдумчиво, с большим вниманием. Друзей у нее мало, но похоже ее это совершенно не беспокоит.


Еще есть Даня. Даня ураган. Если он не бежит - значит он упал и просто еще не успел встать. Даня терпеть ненавидит все эти ваши занятия, однако умудряется довольно много знать, хоть и выборочно. Делать то, что ему совсем неинтересно он просто не будет.  Дать Дане роль в спектакле - авантюра на свой страх и риск. Как именно он решит сымпровизировать в самый ответственный момент неизвестно даже ему самому. Еще он на редкость эмпатичный ребенок, поддержать и посочувствовать у него получается как ни у кого другого.


А теперь представьте, про кого воспитатели будут говорить маме или папе, что он/она такой молодец, такой молодец! А о ком будут говорить - ну он/она конечно молодец вот в этом и вот в этом, но… Чьи родители будут думать - ну, за своего ребенка я могу быть спокоен, он в жизни не пропадет. А чьи будут тревожиться - как же он будет дальше в школе, а в жизни, а работать, а зарабатывать?


Взрослые привыкли играть в игру “успешный успех”. Мы часто работаем для денег а живем в свободное от работы время. Мы пытаемся замотивировать себя быть продуктивнее, эффективнее, успешнее, активнее. Иногда у нас даже получается, если мы конечно не идем вразрез с собой. Иногда получается, даже когда идет совсем в разрез с собственной природой и задатками. Но это скорее трагично и имеет последствия. Что будет если попытаться из Дани или Кати сделать классических лидеров, условную Асю? Для их же блага, чтобы в жизни не пропали. Будет обратный эффект - не поддержанные и не увиденные в том, что у них уже есть, дети будут чувствовать что с ними что-то не так, что им чего-то всегда не хватает для того чтобы быть молодцами и любимыми в глазах родителей. Может быть кому-то из вас знакомы отголоски такой неувиденности во взрослой жизни, когда вы листаете соцсети, сравниваете себя с кем-то и унываете, почему вы не можете как эти люди, что с вами не так.


Пытаться кого-то воспитать из своих детей это идея-ловушка. Пока мы будем заняты сравнением ребенка с портретом условного идеального человека (во благо, все во благо!), мы проглядим то, что в нем есть, в чем он силен  и прекрасен, в чем его нужно заметить и поддержать. Наша задача как родителей гораздо больше заключается в том, чтобы быть внимательными к человеку, который растет об нас и рядом с нами. Зачем? Чтобы научиться поддерживать его таким образом, что он абсолютно естественно чувствует себя устойчиво, уверенно, на своем месте, в своем праве. Такая база дорогого стоит, на ней можно стать гораздо больше чем успешным - можно стать счастливым. Но есть одно но. Для этого нужно уметь видеть и поддерживать себя.


В следующем посте я буду говорить что такое психологическая устойчивость и как ее поддерживать в себе и в детях.


Расскажите, вписываются ли ваши дети в образ “лидера” и как вы к этому относитесь?


П.с. Все имена и подробности изменены в целях соблюдения этики