НА ВОЛНЕ С РЕБЕНКОМ
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ - перевод на детский. Часть 1
Физическая, эмоциональная и сексуальная безопасность.
Почему без ясных границ и абсолютного уважения к ребенку разговоры о безопасности будут бесполезны.
Первое, о чем мы начинаем переживать с рождением ребенка это безопасность. Тревога за безопасность рождается вместе с крошечным младенцем, растет с ним и остается с нами всю жизнь. Как пройдут роды, достаточно ли он ест чтобы быть здоровым, стерилизовать ли бутылочки, не холодно ли ему, не жарко, не тесно, не продует ли его на полу, не опасно ли трогать животных, не травмируем ли мы его если отдадим в сад с двух лет, а если его будут обижать, а если на него нападут, отпускать ли гулять одного, а если попадет в плохую компанию, а если это девочка и к ней будут приставать, а она не сможет защититься, а если сын попадет в армию и там случится что-то плохое и еще миллион если. Когда ты родитель ты каждый день ищешь баланс между безопасностью и свободой для своего ребенка.
Этот баланс бывает ой как непросто найти. Особенно если собственный опыт кричит о том, что мир опасен. Или если кажется, что мир суров и надо готовить к нему ребенка суровыми испытаниями.
В чем сложность?
Во-первых представление о том, что безопасно и что позволено может отличаться у всех участников воспитания а также у поколения детей и родителей.
Во-вторых, даже когда вы пришли к единому мнению, как донести до детей, что опасно? Как научить правилам безопасности так, чтобы они их соблюдали даже тогда, когда вы их не контролируете (но не боялись бы всего подряд при этом)?
Начнем с того, что безопасность бывает разная и способы говорить о ней отличаются.
Безопасность может быть:
- физическая
- эмоциональная
- сексуальная
Есть то, что неразрывно связано с любым видом безопасности.
Это границы
- Если ребенок не вполне ясно чувствует где проходит его граница и начинается граница другого он не сможет обеспечить себе эмоциональную безопасность.
- Если ребенок не умеет ориентироваться в сигналах собственного тела он не сможет обеспечить себе физическую безопасность.
- Если у ребенка есть сложности с обеспечением физической и эмоциональной безопасности, а еще с ним не говорят открыто и спокойно взрослые про сексуальность (соответственно возрасту, конечно) он не сможет обеспечить себе сексуальную безопасность.
Без разговора о границах не может быть разговора о безопасности.
Без того, что вы всегда с абсолютным уважением относитесь с физическим и эмоциональным границам ребенка (и к своим, это очень важно!) вы не можете быть уверены, что ребенок сумеет обеспечить свою безопасность.
То есть разговор о правилах безопасности это только во вторую очередь разговор, а в первую - следствие того, как устроены отношения между ребенком и близкими взрослыми.
Как можно понять, что с границами у ребенка все в порядке (актуально начиная с трёх лет):
- Физические - ребенок понимает когда ему холодно, жарко, больно, тесно, неудобно сидеть, может сообщить вам об этом и отрегулировать; не подвергается и не является свидетелем любого физического насилия и угрозам насилия от старших (по попе тоже считается), его попытки физического насилия всегда останавливаются; на собственном опыте знает последствия падения, лёгкого ожога, замерзания, голода и вообще сталкивается с естественными последствиями своих действий; сталкивается с физическими границами родителей (не несёте на руках, когда устали, едите когда голодны, не скрываете и не преувеличивает боль, усталость и т.д.).
- Эмоциональные - ребенок понимает, когда и от чего именно он злится, расстроен, радостен, испуган; а также когда и от чего радостны, злы, расстроены, испуганы вы (без лишних подробностей, содержание ссор между взрослыми обсуждать с детьми категорически не окей, это жесткое нарушение границ!); ребенок знает, к кому он может обратиться за поддержкой (объятьями, утешением, объяснением); ребенок не делает ничего из чувства страха или вины; ребенок может защищать свои личные вещи и знает, что есть личные вещи других детей и взрослых.
- Сексуальные - ребенок может в любой момент отказаться от объятий и любого физического контакта со взрослым, если ему так хочется, без последствий; ребенка никто не целует, не гладит, не настаивает на контакте с ним, если ему сейчас этого не хочется; ребенок не в курсе сексуальной и эмоциональной личной жизни родителей; ребенок имеет адекватные представления о том, что такое половые различия (в дошкольном возрасте), как устроена физиология обоих полов (актуально с младшего школьного возраста), что такое секс и зачем (актуально с младшего подросткового возраста, т.е.10-11 лет).
Это - базис, на основе которого можно говорить о безопасности.
В следующей части мы поговорим о том, как именно беседовать с детьми о разных видах безопасности не запугивая, но ясно и твердо.