НА ВОЛНЕ С РЕБЕНКОМ
УВЕРЕННОСТЬ - из чего складывается самооценка ребенка
На самом деле я не очень люблю слово самооценка. Есть слово, которое гораздо лучше описывает причину, по которой люди чувствуют уверенность в себе - самоподдержка. И ещё одно английское слово - resilience, которое обозначает одновременность устойчивость, эластичность и способность восстанавливаться после чего либо. Самое близкое понятие - эмоциональная саморегуляция.
То, чего мы страстно желаем для своих детей (да и для себя, будем честными) это умение быть устойчивыми, сопротивляться агрессии и эмоционально восстанавливаться после всего, что идёт не так.
Признаки, по которым можно увидеть у ребенка недостаток самоподдержки и устойчивости (то, что мы привыкли называть низкой самооценкой):
- избегает новых ситуаций: не любит/не умеет знакомиться с детьми, долго решается исследовать новое пространство, даже если оно вызывает интерес, не любит осваивать новое.
- не умеет проигрывать - остро реагирует на неудачи, проигрыш, долго не может успокоиться, всегда должен быть лучшим.
- избегает ошибок - старается делать все идеально, сильно расстраивается, если не получается, перестает пробовать после неудачи.
- уязвим перед критикой - потому что верит ей безоговорочно.
- не отстаивает свои интересы и границы.
Думаю, что в каких-то пунктах вы могли узнать и себя. Если да - не расстраивайтесь, увидеть происходящее это уже половина работы по изменению.
А теперь поговорим о том, из чего складывается подлиная уверенность в себе (то что мы привыкли называть высокой самооценкой). Есть умения, которые помогают нам сохранять эмоциональную устойчивость и самоуважение почти в любой ситуации.
Одно из важнейших самоподдержка. Наследие войны и постсоветской культуры - жесткость к себе и другим, доходящая порой до жестокости. Какой текст автоматически звучит в нашей голове, когда мы ошибаемся, когда ребенок делает глупость, когда у кого-то получается, а у вас/вашего ребенка нет? Может быть, молодец, ты старался или ничего страшного, так бывает, давай подумаем как исправить, какая помощь тебе/мне нужна чтобы в следующий раз получилось? Хорошо если так. Часто это - как можно было так тупить, все могут а ты не можешь, что с тобой не так, надо было лучше стараться, сам виноват, руки не из того места, с тобой одни проблемы, надо уметь справляться без помощи и т.д. по списку.
Все эти вещи, которые бывает транслируются неосознанно, очень разрушительны и лишают почвы под ногами даже взрослых людей, а детей особенно.
Примеры развитого навыка самоподдержки:
- критика, неудача, ошибка, поражение не вгоняют в эмоциональное пике (истерика, уныние, отказ пробовать дальше).
- легко признавать что нужна помощь и попросить ее.
- не стыдно быть несовершенным, глупым или неумелым, потому что это неизбежно, особенно когда учишься новому.
- умение не ругать себя, а говорить с собой по-доброму.
У детей способность к самоподдержке формируется очень просто - из отношения к ним близких взрослых (воспитатели и учителя тоже сюда относятся!). И вторым, менее предсказуемым способом, из отношения близких взрослых самих к себе и друг к другу. Если вы смотрите в зеркало и говорите себе - фу, надо похудеть, не ожидайте другого отношения к своему телу у дочери.
Следующий шаг после самоподдержки - эмоциональная саморегуляция.
По сути это самоподдержка плюс хорошее понимание себя.
Эмоциональная саморегуляция:
- умение легко относиться к ошибкам
- знание, что делает тебя радостным и счастливым
- понимание своих сильных и слабых сторон
- знание что тебе интересно
- понимание чья именно помощь тебе нужна
- умение чувствовать когда ты устал и какой отдых тебе нужен
- способность чувствовать хочется ли тебе сейчас общаться или побыть одному и т.д.
Резюме.
Уверенность в себе это набор навыков и отношения к себе, которые в сочетании помогают детям быть спокойными, счастливыми и чувствовать себя комфортно в отношениях.
Уверенность в себе = самоподдержка + хорошее знание себя + эмоциональная саморегуляция.
Важно - если вы не умеете относиться так к себе, научить этому ребенка будет очень трудно.