НА ВОЛНЕ С РЕБЕНКОМ

Как мама может помочь ребенку преодолеть неуверенность

 

– Не получается! Мама иди сделай! - кричит моя почти трехлетняя дочь.

– Что не получается, зайка? Где именно, покажи.

Арина начинает рычать и почти плакать.

– Ну вот тут, тут! Не получается! Ты сделай! - показывает она на кусочек пазла, который не удается присоединить к остальным.

– Попробуй еще раз, может получится. Делай медленно.

Дочь пробует, но она уже расстроенна и двигается суетливо, ничего не получается. Она начинает злиться еще больше, разбрасывает собранный пазл, расстраивается совсем, плачет.

Мне ужасно хочется сказать что-то вроде "посмотри что ты наделала, все разбросала, собирай. Пока не соберешь дальше ни во что играть не будем". Потому что я немного раздражена беспорядком, ее нетерпением, тем, что теперь придется ждать пока она успокоится. Подумаешь, пазл, тоже мне трагедия. У меня вон суп на плите сбегает, рабочая задача висит, надо пропылесосить наконец и она опять орет.

Но я выдыхаю и спрашиваю "Расстроилась? Ну ничего, в другой раз точно получится. Давай поделаем что-то другое, потом соберем пазл в коробку и пойдем пылесосить". Дочь довольно быстро успокаивается, мы играем, потом собираем игрушки и все идет своим чередом.

Если бы я настаивала чтобы она пробовала собирать дальше (потому что нечего бросать на полпути начатое) или убирать пазл сразу (пусть не разводит бардак)- дикого плача не миновать. И моего растущего раздражения. Если бы я добавила фразу "Что это такое, почему ты так быстро бросаешь? Ты так ничему не научишься!" то в довесок дочь получила бы ощущение своей бестолковости, Потому что подобных ситуаций по десять штук каждый день, они-то и формируют базовое ощущение уверенности в своих силах.


Мы не можем помогать ребенку в любой ситуации, во-первых это невозможно, во-вторых это бесполезно - так он никогда не научится верить в свои силы.

Но мы можем две вещи, которые сформируют его уверенность в себе.

Первое - раз за разом показывать, что в случае чего мы рядом.

Второе - научить его справляться с тем, когда не получается. Это значит:

  • раз за разом говорить что это нормально, когда не получается;
  • учить его переключаться на другую задачу, лучше на более простую или вообще кардинально другую, чтобы вернуть ощущение уверенности в своих силах и дать мозгу время обработать то, что не получилось раньше;
  • обращать внимание каждый раз, когда у него стало получаться то, что не выходило раньше, даже если вам кажется что это ерунда и "тоже мне достижение";

Поверьте, практически невозможно перехвалить ребенка или "переподдержать" его, если вы делаете это адекватно ситуации. "Тепличные дети", которых многие так боятся вырастить, вырастают такими не от поддержки и заботы, а ровно от противоположных причин. И от того что мы сами не верим в их силы.


Если у вас были и есть ситуации, в которых ваш ребенок чувствует себя неуверенно и ваша поддержка не меняет историю - делитесь в комментариях. Попробуем совместно увидеть ситуацию под другим углом и найти ту поддержку, которой не хватает именно в этой ситуации.