Рубрика "Эмоции"

Я буду скучать.Как переживать расставание.

 

Для маленького ребенка расставание с близкими, особенно с тем кто с ним в надёжной связи (в нашей культуре чаще мама) это событие. Даже так - Событие.


Конечно, есть дети, которые довольно легко переносят расставание. Им достаточно сказать "я приду через два часа, малыш, ты побудешь пока с папой/няней/бабушкой", чмокнуть в щеку и все, вы свободны. Причем не так важно, уходите вы на два часа или на целый день, реакция примерно одинаково спокойна.


Но есть дети, которые довольно чувствительны к разлуке со своими взрослыми. Они могут плакать, не отпуская маму даже в магазин, им сложнее знакомиться с другими детьми, сложнее привыкнуть к детскому саду, им нужно больше времени на прощание.


Оба варианта нормальны. Как ваш ребенок реагирует на расставание зависит от множества факторов, на часть из которых невозможно (и не нужно) влиять.


От чего зависит реакция на расставание:

  • Тип нервной системы (чувствительным нужно больше времени на создание чувства безопасности и привыкание к изменениям)
  • Тип привязанности (смотрите у всеми любимой Л. Петрановской). Детям с надёжной привязанностью легче переносить разлуку
  • Связь с другими людьми, кроме мамы. Если в поле ребенка присутствуют регулярно или достаточно часто другие люди, которые в хорошем контакте с ним и родителями, ребенку будет значительно легче пережить расставание с мамой. Что неудивительно - если мир наполнен в основном мамой, с ее уходом теряется слишком много, а если много кем кроме мамы - это может быть даже интересно.
  • Прошлый опыт расставания. Детей, в жизни которых случались внезапные расставания из-за болезни, к примеру, может пугать уход мамы. Они чувствуют угрозу потери связи и могут быть захлестнуты сильными эмоциями (см. п.2 про привязанность).
  • Предсказуемость расставания. Перенести внезапный уход родителя сильно сложнее чем ожидаемый любому ребенку. Поэтому Предсказуемость - один из главных принципов во взаимодействии с детьми.
  • Возрастной кризис. Детям в разгар кризиса нужно больше поддержки и контейнирования чем обычно. Расставание с мамой одновременно лишает большого куска поддержки и требует дополнительных сил на переваривание эмоций. Поэтому плачущие и рычащие при расставании дети в период кризиса - это нормально, хоть и непросто. Учитывая что кризисов у детенышей до семи лет чуть ли не каждые полгода - участь родителя печальна и благородна.

Что можно сделать?

  • Во-первых, и в самых главных, поддерживать себя: выдыхать, не ругать, не торопить. Дети великолепно могут расшатать устойчивость кого угодно. Малыш висит на ноге, воет и не хочет отпускать, а вы опаздываете - выыыыдох, объятья, пару строк о том, что опоздываете на 10 минут, прощание с ребенком и...уход. Если ребенок не успокаивается дольше чем полчаса несмотря на все усилия того, кто с ним остался и так происходит больше трёх раз - значит оставлять его сейчас нельзя. Надо искать причины.
  • Встречать ребенка во всех его чувствах. Не уговаривать, мол "ничего страшного, ну успокойся, ну не плачь". Подтверждать и принимать: да грустно, да, я тоже буду скучать, сильно-сильно, да, мне тоже не хочется расставаться, да, можно поплакать, конечно, а потом давай найдем как успокоиться.
  • Помогать сориентироваться. Хороший способ - таймер. Если вы примерно знаете когда вернётесь, можно использовать таймер в телефоне. Тот, кто остаётся с ребенком может показывать ему, что время меняется и что мама придет когда телефон запищит. Если до этого использовать таймер для коротких периодов ожидания точно поможет (работает отлично, попробуйте; ещё клёвая штука маленькие песочные часы на разные промежутки времени). Простые фразы, типа я приду через два часа, как только ты (поешь, поспишь и т.д.) тоже хорошо работают. Цель - помочь ребенку увериться, что мама точно вернётся и понять когда именно.
  • Строить безопасность. Ребенок будет расставаться достаточно спокойно, если будет чувствовать себя в безопасности. Безопасность - это значит я достаточно хорошо знаю тех, с кем остаюсь, доверяю им и не боюсь их проявлений, мне знакомо место, я знаю как попасть в туалет, как поесть, найти помощь и т.д. (все сказанное справедливо и для взрослых тоже). Привыкание к новому месту может занять у ребенка с чувствительной нервной системой до нескольких недель.